Комиссия (уполномоченный) по социальному страхованию это фактически посредник между работающим лицом и Фондом социального страхования по временной утрате трудоспособности (далее Фонд). К сожалению, не все работодатели понимают, что от ее работы многое зависит. Поэтому рассмотрим, каковы ее функции и какие вопросы она должна контролировать

Полномочия комиссий (уполномоченного) по социальному страхованию предприятия, учреждения, организации (далее ― комиссия соцстраха) регулируются Законом Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании» от 23.09.1999 г. № 1105-XIV (далееЗакон № 1105) и Положением о комиссии (уполномоченном) по социальному страхованию предприятия, учреждения, организации, утвержденным постановлением Правления Фонда социального страхования по временной утрате трудоспособности от 23.06.2008 г. № 25 (далееПоложение о комиссии).

Однако некоторые работодатели очень легкомысленно относятся к вопросу создания (избрания) комиссии (уполномоченного) по социальному страхованию. При этом отсутствие данной комиссии (или уполномоченного) является нарушением действующего законодательства.

Осведомленность работников относительно их прав на получение материального обеспечения и социальных услуг за счет средств Фонда соцстраха напрямую зависит от надлежащего исполнения обязанностей председателем и членами комиссии соцстраха.

Как создаются комиссии по социальному страхованию?

В соответствии с абз. 1 ч. 3 ст. 30 Закона № 1105, решение о назначении материального обеспечения и предоставлении социальных услуг принимается комиссией (уполномоченным) по социальному страхованию, избираемой на предприятии, в учреждении, организации или физическим лицом — предпринимателем, лицом, осуществляющим независимую профессиональную деятельность. Эта комиссия образуется, если численность застрахованных лиц на предприятии — более 15 работающих по найму (то есть по трудовым договорам). В случае если данная цифра меньше, на общем собрании работников избирается уполномоченный по соцстраху предприятия (п. 1.4 Положения о комиссии).

В состав комиссии соцстраха включаются представители администрации предприятия, учреждения, организации и застрахованных лиц (выборных органов первичного профсоюза) или иных органов, представляющих интересы застрахованных лиц).

На вновь созданном предприятии комиссия (уполномоченный) по социальному страхованию предприятия создается (избирается) в месячный срок после государственной регистрации предприятия (п. 1.9 Положения о комиссии).

Таким образом, если количество работающих по трудовым договорам на предприятии не превышает 15 лиц, избирается уполномоченный по социальному страхованию, если же превышает 15 лиц ― следует создавать комиссию.

Какие обязанности и полномочия комиссии (уполномоченного) по социальному страхованию?

Комиссия (уполномоченный) по соцстраху должна:

  • осуществлять контроль за правильным начислением и своевременной выплатой материального обеспечения;
  • принимать решение об отказе в его назначении, о прекращении выплаты материального обеспечения (полностью или частично);
  • рассматривать основание и правильность выдачи листков нетрудоспособности и прочих документов, являющихся основанием для предоставления материального обеспечения и социальных услуг;
  • проводить на предприятии разъяснительную работу и предоставлять работникам консультации по вопросам предоставления материального обеспечения и социальных услуг за счет средств Фонда соцстраха.

Кроме того, представители комиссии (уполномоченный) обязаны обеспечивать доступность информации по вопросам предоставления материального обеспечения и социальных услуг за счет средств Фонда, в т.ч. информировать о наличии санаторно-курортных путевок и их выделении каждому работнику. Также в обязанности указанной комиссии (уполномоченного) включаются:

  • ведение учета лиц, которые часто и долго болеют, и лиц, получивших листки нетрудоспособности в связи с непроизводственными травмами;
  • анализ, информирование и внесение предложений работодателю по вопросам снижения уровня заболеваемости.

Комиссия (уполномоченный) по соцстраху подотчетна работодателю и представителю застрахованных лиц, а ее работа в установленном порядке подлежит проверке органами Фонда соцстраха (п. 1.6 Положения о комиссии).

Как комиссия соцстраха осуществляет контроль за правильностью выдачи (продления) листков нетрудоспособности?

Комиссия по социальному страхованию предприятия имеет право обращаться при необходимости в рабочие органы отделений Фонда соцстраха относительно проверки обоснованности выдачи и продления листков нетрудоспособности застрахованным лицам предприятия (абз. 4 п. 2.1 Положения о комиссии).

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 9 Закона № 1105, Фонд соцстраха (как страховщик) вправе осуществлять проверку обоснованности выдачи и продления листков нетрудоспособности застрахованным лицам.

Кроме того, контроль за порядком выдачи листков нетрудоспособности заведениями здравоохранения всех ведомств осуществляют в пределах своей компетенции Минздрав Украины, Фонд соцстраха, Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины, профсоюзы и их объединения (п. 8.1 Инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, утвержденной приказом Минздрава Украины от 13.11.2001 г. № 455).

В соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона № 1105, основанием для назначения пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам является выданный в установленном порядке листок нетрудоспособности, а при работе по совместительству ― копия листка нетрудоспособности, удостовереннная подписью руководителя и печатью по основному месту работы.

Если по результатам проверки обоснованности выдачи и продления листков нетрудоспособности специалистами Фонда соцстраха или ответственными за экспертизу по временной нетрудоспособности органов здравоохранения будут сделаны выводы о нарушении установленного порядка выдачи листков нетрудоспособности, комиссия по соцстраху вправе принять решение об отказе в назначении материального обеспечения (абз. 2 п. 2.2 и пп. 3.1.1 Положения о комиссии).

Кто несет ответственность за неправильно заполненные листки нетрудоспособности?

За неправильно заполненный листок нетрудоспособности несет ответственность комиссия по социальному страхованию, а не медицинское заведение.

Как уже отмечалось, для назначения пособия по временной нетрудоспособности единственным и необходимым условием, подтверждающим юридический факт наличия права на его получение, является надлежащим образом оформленный листок нетрудоспособности, правильность заполнения которого должна проверить комиссия по социальному страхованию.

Редакция газеты

«Интерактивная бухгалтерия»