На данный момент ГФСУ объединяет Налоговую, таможню, а также осуществляет контроль за начислением и уплатой единого взноса. Однако при администрировании ЕСВ вряд ли понадобится информация о результатах инвентаризации. Таможенники могут инициировать проведение инвентаризации, но лишь относительно материальных ценностей, пребывающих или пребывавших под таможенным контролем (п. 8 ч. 1 ст. 347 Таможенного кодекса Украины). Поэтому только у налоговиков есть право требовать проведения инвентаризации в полном объеме. Когда данное право возникает и какие при этом последствия ожидают субъектов хозяйствования — выясняем в статье

Когда налоговики могут требовать проведения инвентаризации

Право требовать проведения инвентаризации предоставлено контролерам из ГФСУ на основании пп. 20.1.9 НКУ. Звучит оно вполне лаконично и содержит только одно условие — «...требовать при проведении проверок от проверяемых налогоплательщиков проведение инвентаризации».

Следовательно, налоговики могут инициировать проведение инвентаризации лишь при проведении проверок.

В такой лаконичности нормы есть и положительные, и отрицательные стороны.

С одной стороны — это четкая норма, не содержащая дополнительных предпосылок, а с другой — налоговики могут ею воспользоваться даже без обоснования целесообразности данного мероприятия. Остается только определиться, о каких проверках идет речь, ведь пп. 20.1.9 НКУ этот момент не разъясняет.

В п. 75.1 НКУ указано: контролеры вправе осуществлять камеральные, документальные (плановые или внеплановые, выездные или невыездные) и фактические проверки. Формально получается, что, даже проводя камеральную проверку, налоговики имеют право требовать проведения инвентаризации, но вряд ли они воспользуются данным правом, поскольку камеральная проверка осуществляется исключительно на основании данных, указанных в налоговых декларациях (расчетах) налогоплательщика. А документы, составляемые при инвентаризации, к «когорте» налоговых деклараций абсолютно не относятся. Да и Методические рекомендации по организации и проведению камеральных проверок налоговой отчетности плательщиков налогов, утвержденные приказом Миндоходов от 14.06.2013 г. № 165, не содержат такого «приема», как инвентаризация по требованию контролирующего органа.

Относительно же документальных и фактических проверок препятствий у контролеров не будет.

Таким образом, как при фактической, так и при документальной проверке контролеры вправе требовать проведения инвентаризации.