Когда уже все регистрационные процедуры были проведены, возникают вопросы:
• с чего начать бухгалтерский учет на предприятии?
• нужно ли утверждать какие-то приказы?
• когда именно необходимо составить приказ об учетной политике?
Ответы на данные вопросы рассмотрим далее

Ответы на вопросы касательно того, как начать бухучет на вновь созданном предприятии и в чьей это компетенции, предоставляет, как ни странно, Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.1999 г. № 996-XIV (далееЗакон о бухучете). Итак, начнем с основных правил.

ПРАВИЛО 1. Вопросы организации бухучета на предприятии относятся к компетенции его собственника (собственников) или уполномоченного органа (должностного лица) в соответствии с законодательством и учредительными документами (ч. 2 ст. 8 Закона о бухучете).

То есть собственник (собственники) или уполномоченный орган (должностное лицо), осуществляющий руководство предприятием, должен организовать бухучет и обеспечить фиксирование фактов осуществления всех хозяйственных операций в первичных документах, сохранность обработанных документов, регистров.

Если мы говорим об ООО (как организационно-правовой форме большинства предприятий), то органами его управления являются (ч. 1 ст. 28 Закона Украины «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» от 06.02.2018 г. № 2275-VIII):

  • общее собрание участников (высший орган управления обществом);
  • наблюдательный совет (в случае создания);
  • исполнительный орган (коллегиальный — дирекция или единоличный — директор).

Однако в ст. 8 Закона о бухучете четко не указано, какой именно орган должен заниматься вопросами организации бухучета. Следовательно, нужно выбрать: директор или наблюдательный совет либо общее собрание. Понятно, что общее собрание вряд ли будет заниматься утверждением всех приказов. Проще и быстрее получить подпись директора, нежели решение общего собрания или наблюдательного совета. Но для этого в уставе предприятия и/или трудовом договоре (контракте), если он заключался в письменной форме, должны быть зафикированы соответствующие полномочия директора.

Как правило, так и происходит. В частности, в уставе общества среди прочего прописывают и право касательно организации бухгалтерского учета. Например: «...решать все иные вопросы деятельности Общества, за исключением вопросов, решение которых отнесено к компетенции других органов Общества».

ПРАВИЛО 2. Выбираем форму организации бухгалтерского учета.

Для обеспечения ведения бухучета предприятие самостоятельно выбирает формы его организации (ч. 4 ст. 8 Закона о бухучете):

  • Введение в штат предприятия должности бухгалтера или создание бухгалтерской службы во главе с главным бухгалтером.

Форма организации бухучета определяется в приказе об учетной политике предприятия.

Главный бухгалтер или лицо, на которое возложена обязанность ведения бухгалтерского учета, определяется приказом руководителя и в соответствии с ч. 7 ст. 8 Закона о бухучете:

  • обеспечивает соблюдение на предприятии установленных единых методологических основ бухгалтерского учета, составление и предоставление в установленные сроки финансовой отчетности;
  • организует контроль за отражением на счетах бухгалтерского учета всех хозяйственных операций;
  • участвует в оформлении материалов, связанных с недостачей и возмещением потерь от недостачи, кражи и порчи активов предприятия;
  • обеспечивает проверку состояния бухгалтерского учета в филиалах, представительствах, отделениях и прочих обособленных подразделениях предприятия (см. письмо Минфина от 14.06.2007 г. № 31-34000-30-10/12241).

При этом стоит учесть, что вариант организации бухучета, по которому его ведение и составление финансовой отчетности осуществляются непосредственно собственником или руководителем предприятия при введении в штат предприятия должности бухгалтера, Законом о бухучете не предусмотрен. В таком случае предприятию необходимо выбрать одну из форм организации бухучета, приведенную в Законе о бухучете. На это обращает внимание и Минфин в письме от 28.03.2013 г. № 31-08410-07/23-1343/1310.

Обратите внимание

В случае если лицо работает на предприятии бухгалтером, за что получает заработную плату, то такое же лицо, как ФЛП, не может получить предпринимательский доход на этом же предприятии от предоставления бухгалтерских услуг. Более подробно об этом см. в статье «Может ли ФЛП, который предоставляет бухгалтерские услуги, работать в штате бухгалтером предприятия» газеты № 98/2016.

  • Пользование услугами специалиста по бухучету, зарегистрированного как предприниматель, осуществляющий предпринимательскую деятельность без создания юрлица.

Данные правоотношения должны быть урегулированы соответствующим договором между сторонами.

  • Ведение на договорных началах бухгалтерского учета централизованной бухгалтерией или предприятием, субъектом предпринимательской деятельности, самозанятым лицом, осуществляющим деятельность в сфере бухгалтерского учета и/или аудиторской деятельности.

При таком варианте, если предприятие желает видеть в финотчетности подпись представителя аудиторской фирмы, то это возможно. В частности, Минфин не исключает возможности подписания представителями фирмы, предоставляющей бухгалтерские услуги на договорных началах (письмо Минфина Украины от 22.02.2010 г. № 31-34000-10-16/3801). Более подробно об этом см. в статье «Аудиторская фирма ведет учет на предприятии: кто подписывает кассовые документы и отчетность» газеты № 209/2017.

  • Самостоятельное ведение бухучета и составление отчетности непосредственно собственником или руководителем предприятия.

Ведение бухучета директором предприятия не предусматривает наличия должности бухгалтера. Соответственно, если на предприятии есть бухгалтер, то обязанность касательно ведения бухучета и составления отчетности возлагается на него. Такое мнение высказал Минфин в письме от 28.03.2013 г. № 31-08410-07/23-1343/1310. Детальнее об этом см. в статье «На предприятии одно лицо — директор: можно ли единолично вести бухучет, подписывать кассовые документы и налоговую отчетность» газеты № 45/2013.

Важно

Данная форма организации бухгалтерского учета не может применяться на предприятиях, отчетность которых должна обнародоваться, и в бюджетных учреждениях.

ПРАВИЛО 3. Утверждаем приказ об учетной политике.

Организация бухгалтерского учета на предприятии включает самостоятельное определение предприятием учетной политики на основании НП(С)БУ и прочих нормативно-правовых актов по бухучету по согласованию с собственником (собственниками) или уполномоченным им органом (должностным лицом) в соответствии с учредительными документами (ч. 5 ст. 8 Закона о бухучете; п. 1.2 Методических рекомендаций относительно учетной политики предприятия, утвержденных приказом Минфина Украины от 27.06.2013 г. № 635, далееМетодрекомендации).

Напомним

Учетная политика — совокупность принципов, методов и процедур, которые используются предприятием для составления и предоставления финотчетности (ст. 1 Закона о бухучете).

Для определения учетной политики на предприятии в п. 1.3 Методрекомендаций советуют в распорядительном документе об учетной политике указывать:

  • принципы, методы и процедуры, которые предприятие будет использовать для ведения бухгалтерского учета, составления и представления финансовой отчетности и касательно которых нормативно-правовыми актами по бухгалтерскому учету предусмотрен более чем 1 их вариант;
  • предварительные оценки, которые предприятие будет применять с целью распределения расходов между соответствующими отчетными периодами.

Одновариантные методы оценки, учета и процедур в распорядительный документ об учетной политике включать нецелесообразно. Аналогичное мнение изложено Минфином в письме от 21.12.2005 г. № 31-34000-10-5/27793.

Приказ об учетной политике обязательно нужно утверждать. Ведь неутверждение в документальной форме учетной политики на предприятии может рассматриваться контролерами как нарушение ст. 1642 КоАП. А это влечет за собой наложение штрафа от 136 грн до 255 грн, а за те же действия, совершенные лицом, в течение года подвергавшимся админвзысканию за одно из правонарушений, указанных в 1642 КоАП, — от 170 грн до 340 грн.

Следует ли утверждать приказ об учетной политике решением общего собрания? Мы считаем, что нет. Ведь если в Уставе прописаны полномочия директора организовать бухгалтерский учет на предприятии, то достаточно будет подписи последнего. В противном случае придется согласовывать приказ об учетной политике на общем собрании. Подробнее об этом см. в статье «Нужно ли утверждать приказ об учетной политике решением общего собрания участников» газеты № 1/2016.

Таким образом, основная задача приказа об учетной политике заключается в урегулировании вопросов, касательно которых существует свобода выбора. То есть не нужно дублировать абсолютно все учетные правила, которыми предприятие руководствуется согласно стандартам. Грамотно составленный приказ — это лаконичный и четко сформулированный перечень методов, показателей и учетных принципов, которые предприятие выбирает по своему усмотрению.

Более подробно о том, как правильно составить приказ об учетной политике и какие составляющие учетной политики должны быть в нем, читайте в статье «Приказ об учетной политике: все как следует» газеты № 244/2017.

С образцом приказа об учетной политике можно ознакомиться по ссылке.

ПРАВИЛО 4. Начинаем вести бухучет на предприятии.

Бухгалтерский учет на предприятии ведется непрерывно со дня регистрации предприятия до его ликвидации (ч. 1 ст. 8 Закона о бухучете).

Итак, после утверждения приказа об учетной политике лицо, ответственное за ведение бухучета на предприятии, должно:

  • Отразить взносы в уставный капитал предприятия.

Учет уставного капитала предприятия осуществляется на счете 40 «Зарегистрированный (паевой) капитал», а именно — на субсчете 401 «Уставный капитал».

Так, по кредиту счета 40 «Зарегистрированный (паевой) капитал» отражается увеличение зарегистрированного и паевого капитала, а также поступление взносов в объявленный, но еще не зарегистрированный уставный капитал, по дебету — его уменьшение (изъятие) (согласно Инструкции № 291).

Пока уставный капитал не оплачен учредителями (участниками), его учитывают на счете 46 «Неоплаченный капитал». Руководствуясь Инструкцией № 291, счет 46 предназначен для обобщения информации об изменениях в составе неоплаченного капитала предприятия. По дебету счета 46 отражается задолженность учредителей (участников) хозяйственного общества по взносам в уставный капитал предприятия, по кредиту — погашение задолженности по взносам в уставный капитал.

О тонкостях бухучета некоторых специфических взносов в уставный капитал читайте в публикациях:

  • Оприходовать имеющиеся основные средства и запасы.

Вопросы приобретения и отражения в бухучете основных средств мы рассматривали в следующих публикациях:

  • Отразить расходы на регистрацию предприятия и прочие текущие расходы.

Расходы на создание предприятия не признаются нематериальным активом, а подлежат отражению в составе расходов того отчетного периода, в котором они были осуществлены (п. 9 П(С)БУ 8 «Нематериальные активы»). В частности, расходы на государственную регистрацию включаются в состав административных расходов (п. 18 П(С)БУ 16).

  • Начисление и выплата заработной платы работникам вновь созданного предприятия.

О тонкостях отражения в учете заработной платы и налогообложения читайте в статье «Выплата аванса и зарплаты: бухучет и налогообложение» газеты № 144/2016.

  • Составление финансовой отчетности за первый отчетный период.

Отчетным периодом для составления отчетности является календарный год (ч. 1 ст. 13 Закона о бухучете).

Однако для вновь созданных предприятий данный период будет несколько иным. Так, в соответствии с п. 3 ст. 13 Закона о бухучете, первым отчетным периодом для «новичков» может быть:

1) период менее 12 месяцев. Его применяют в случае, если государственная регистрация предприятия произошла в течение года, а потому отчитываться о первых результатах хозяйственной деятельности вновь созданное предприятие должно за период с даты регистрации по последний день календарного года;

2) период не более 15 месяцев. Выбрать такой период для отчетности могут предприятия, которые были зарегистрированы в конце года в период с 1 октября по 31 декабря. Так, например, предприятие, зарегистрированное в октябре 2018 года, может не представлять годовой финансовой отчетности за 2018 год, а включить показатели октября, ноября и декабря в отчет уже за 2019 год (см. письмо Госкомпредпринимательства от 18.01.2007 г. № 332). Более подробно данный вопрос мы рассматривали в статье «Предоставление финотчетности вновь созданным предприятием: в какие сроки и каковы особенности» газеты № 78/2018.

Редакция газеты

«Интерактивная бухгалтерия»