(комментарий к постановлению КМУ от 21.02.2018 г. № 117, далее — Постановление № 117)

Перезагрузка системы блокировки налоговых накладных и расчетов корректировки началась! Правительство сделало первый шаг, утвердив Постановлением № 117 базовые порядки работы обновленной системы мониторинга рискованности налоговых накладных. Чем новый порядок отличается от своего предшественника — расскажем в нашей статье

Постановлением № 117 Правительство утвердило порядки для нового старта системы блокировки налоговых накладных/расчетов корректировки (далее — НН/РК). А именно:

  • Порядок приостановления регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных (далееПорядок приостановления регистрации);
  • Порядок работы комиссий, принимающих решения о регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных или отказе в такой регистрации (далееПорядок работы комиссий);
  • Порядок рассмотрения жалоб на решения комиссий, принимающих решения о регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных или отказе в такой регистрации (далееПорядок рассмотрения жалоб).

Прежде всего стоит отметить: за основу чиновники взяли старый механизм, который «протестировали» на плательщиках НДС во втором полугодии 2017 года и немного его усовершенствовали. Но, перед тем как анализировать данные изменения, попытаемся спрогнозировать, когда обновленная система мониторинга будет стартовать.

Когда снова будут блокировать НН/РК

Постановление № 117 и утвержденные им порядки вступают в силу через 15 дней со дня опубликования (см. его п. 4). Таким образом, если этот документ появится на страницах официальных изданий в ближайшие дни, то вполне возможно, что систему блокировки запустят в 20-х числах марта. Безусловно, если не будет промедлений со стороны ГФСУ.

Со дня вступления в силу нового Порядка приостановления регистрации «разморозится» норма п. 201.10 Налогового кодекса Украины (далееНКУ) относительно безусловного права на налоговый кредит по НН/РК, составленным и зарегистрированным в ЕРНН после 01.07.2017.

Судьба старых неразблокированных НН/РК

Речь идет о НН/РК, касательно которых по состоянию на 01.12.2017 не подали документы на разблокировку. Как известно, эти налоговые накладные не попали под автоматическую разблокировку согласно п. 571 подраздела 2 р. ХХ НКУ.

Следовательно, теперь (после вступления в силу Постановления № 117) плательщики НДС смогут к таким НН/РК подать «разблокировочный» пакет документов в течение 365 к.дн. с даты возникновения налоговых обязательств, зафиксированных в этих НН/РК. Их будут рассматривать комиссии уже по новому порядку (п. 2 Постановления № 117).

Какие НН/РК не будут блокировать

Под блокировку не попадают (п. 3 Порядка приостановления регистрации):

1. НН, не подлежащие предоставлению получателю (покупателю) и/или составленные по операциям, освобожденным от НДС.

Итак, речь идет, в частности, о налоговых накладных, составленных на неплательщиков НДС, на льготные поставки, на технические налоговые обязательства согласно п.п. 198.5 и 199.1 НКУ. Хотя здесь (как и ранее) забыли упомянуть о РК к таким НН, вероятнее всего, они также будут проходить в ЕРНН без мониторинга.

2. НН/РК, которые вписываются в 500-тысячный ежемесячный лимит.

Это значит, что с начала каждого месяца плательщик НДС может зарегистрировать НН/РК в ЕРНН без мониторинга до момента достижения им объемов поставок в 500 тыс. грн (с учетом представленной на регистрацию НН/РК). Желательно этим лимитом распорядиться разумно. То есть — первыми отправлять на регистрацию те НН/РК, которые для плательщика НДС являются приоритетными и предоставляют покупателям право на налоговый кредит.

Как и ранее, этот признак касается не всех плательщиков НДС. Данным лимитом можно воспользоваться, если руководитель — должностное лицо такого плательщика НДС является лицом, занимающим аналогичную должность не более чем у 3-х (включительно) плательщиков НДС.

3. НН/РК плательщиков НДС с налоговой нагрузкой свыше 3% и возрастанием объемов поставок в отчетном периоде не более чем на 40%.

Данный признак сработает, если одновременно будут выполняться оба критерия:

1) Налоговая нагрузка свыше 3%.

Ранее речь шла о налоговой нагрузке (показатель D) свыше 5%, как видим, его снизили до 3%. Теперь нужно, чтобы показатель D составлял более 0,03. Исчисляют его по следующей формуле:

D = S / T, где:

S — общая сумма налогов (сборов) и ЕСВ (кроме импортного НДС), уплаченных за последних 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу, в котором составлены НН/РК,

T — объем поставки товаров/услуг на таможенной территории Украины, облагаемой НДС по ставкам 0%, 20% и 7%, из зарегистрированных НН/РК за последних 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу, в котором составлены НН/РК.

Заметим: определяя показатель Т, теперь необходимо учитывать поставку на таможенной территории Украины по ставке 0%. Ранее речь шла только о поставках с 20% и 7% НДС.

Значение показателя D налоговики будут исчислять по состоянию на 1-е число календарного месяца, и каждого 10-го числа оно становится доступным плательщику в электронном кабинете.

2) Возрастание отчетных НДСных обязательств менее чем на 40% по сравнению с месячным максимумом за последних 12 месяцев.

То есть должно выполняться следующее равенство:

Р < Рм х 1,4, где:

P — сумма НДС, указанная плательщиком в НН/РК, зарегистрированных в ЕРНН в отчетном (налоговом) периоде (с учетом представленной на регистрацию НН/РК);

Рм — максимальная месячная сумма НДС, указанная в НН/РК, зарегистрированных плательщиком в ЕРНН за последних 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу, в котором составлены НН/РК.

Получается, резкое (на 40% или более) возрастание в отчетном месяце объемов поставок, облагаемых 20% и/или 7% НДС, лишит плательщика иммунитета от блокировки в данном отчетном периоде.

В отличие от своего предшественника, новый порядок не выводит из-под блокировки крупных налогоплательщиков (с годовой уплатой налогов в бюджет свыше 5 млн грн). Их НН/РК также будут мониторить.

Какие НН/РК будут блокировать

Все НН/РК, не соответствующие вышеуказанным признакам, могут заблокировать. Эти документы будут проверять на соответствие:

  • критериям рисковости налогоплательщика,
  • критериям рисковости осуществления операций.

При этом учитывают положительную налоговую историю налогоплательщика (см. схему).

Схема

Критерии рисковости и перечень показателей, по которым определяют положительную налоговую историю плательщика, определяет ГФС (п. 10 Порядка приостановления регистрации), несмотря на то что п. 201.16 НКУ обязывает именно КМУ определить порядок и основания для блокировки НН/РК.

Учитывая нормы комментируемого Порядка, оформлять данные критерии и показатели нормативно-правовым документом не планируют. Налоговики просто отправляют их в электронной форме на согласование Минфину и информируют об их определении Комитет ВРУ по вопросам налоговой и таможенной политики. О согласованных критериях и показателях плательщики НДС узнают из официального веб-сайта ГФСУ.

Проверить, имеет ли он положительную налоговую историю, плательщик НДС сможет ежемесячно в своем электронном кабинете, по показаниям, рассчитанным ГФС до 10-го числа месяца, следующего за отчетным.

Квитанция о блокировке

Как и ранее, в случае приостановления регистрации НН/РК плательщик получает квитанцию, подтверждающую данный факт. Впрочем, ее содержательное наполнение уточнили и расширили. И теперь, кроме даты и номера заблокированной НН/РК и предложения предоставить пояснения и пакет документов для ее разблокировки, квитанция должна содержать:

  • порядковый номер, номенклатуру товаров/услуг продавца, код товара по УКТ ВЭД/услуги по ГКПУ, которые указаны в НН/РК, регистрация которых приостановлена. Вероятно, речь идет о конкретных позициях товаров/услуг в заблокированном документе, вызывающих подозрение;
  • критерий(и) рисковости налогоплательщика и/или критерий(и) рисковости осуществления операций, на основании которого(ых) приостановлена регистрация НН/РК в ЕРНН, с рассчитанным показателем по каждому критерию, которому соответствует налогоплательщик (п. 13 Порядка приостановления регистрации).

Таким образом, в квитанции должно быть больше конкретной информации для плательщика НДС о том, почему его НН/РК заблокированы.

Документы для разблокировки

До недавнего времени перечней таких документов было два (под каждый критерий отдельный), хотя они и были идентичными. Сейчас перечень — один. И единственное, что в нем изменилось, — из него убрали упоминание о «переписке с контрагентами».

Как и ранее, вместе с копиями документов придется подавать также пояснения. К сожалению, ни формы, ни предписаний относительно их заполнения в утвержденных нормативах не найти. Следовательно, компенсировать эти пробелы, скорее всего, снова будут налоговики.

У плательщиков НДС появилось право подать один пакет документов к нескольким заблокированным НН/РК (п. 15 Порядка приостановления регистрации). Но при условии, если:

  • такие НН/РК составлены на одного получателя — плательщика НДС по одному и тому же договору

или

  • в таких НН/РК отражены однотипные операции (с одинаковыми кодами товаров по УКТ ВЭД или кодам услуг по ГКПУ).

Сроки и форма представления «разблокировочного» пакета документов не изменились: их подают в течение 365 к.дн. с даты составления заблокированной НН/РК в электронной форме средствами электронной связи, определенными ГФС.

Реестр НН/РК, регистрация которых приостановлена

Новинкой станет появление отдельного Реестра налоговых накладных/расчетов корректировки, регистрация которых приостановлена (далее — Реестр). Его цель — обеспечить прозрачность и публичность процесса разблокировки. Ведь ГФС обязали формировать и вести данный Реестр в открытом доступе и ежедневно обнародовать его на своем официальном веб-сайте. Форма Реестра утверждена в приложении 1 к Порядку приостановления регистрации.

В течение месяца со дня вступления в силу Постановления № 117 Реестр будет функционировать в тестовом режиме (п. 9 Порядка приостановления регистрации). Это значит, что решения комиссии об отказе или регистрации НН/РК в ЕРНН будут принимать и отправлять плательщикам в данный период без регистрации в Реестре.

Рассмотрение пояснений и копий документов

Отныне будут изучать документы и принимать соответствующие решения комиссии ГФС двух уровней:

  • регионального (комиссии главных управлений ГФС в областях, г. Киеве и Офиса крупных плательщиков ГФС);
  • центрального (комиссии ГФС).

Комиссии регионального уровня в течение 5-ти рабочих дней, следующих за днем получения пояснений и копий документов от плательщика, принимают решение об отказе или регистрации НН/РК в ЕРНН:

  • относительно плательщиков НДС, у которых объем поставок в зарегистрированных в текущем месяце НН/РК (с учетом НН/РК, представленной на регистрацию), менее 30 млн грн. Эти решения регистрируют в Реестре и отправляют плательщикам;
  • относительно плательщиков НДС, у которых объем поставок в зарегистрированных в текущем месяце НН/РК (с учетом НН/РК, представленной на регистрацию) свыше 30 млн грн включительно. Далее решение предварительно регистрируют в Реестре (в тестовый период этого делать не будут) и отправляют в Комиссию центрального уровня.

В свою очередь, Комиссия центрального уровня в течение 7-ми рабочих дней, следующих за днем получения пояснений и копий документов от плательщика (но не ранее полученного решения Комиссии регионального уровня), может принять другое решение о регистрации или отказе в регистрации НН/РК. Тогда новое решение включают в Реестр и отправляют плательщику, а решение Комиссии регионального уровня упраздняют (п. 24 Порядка приостановления регистрации).

Основания для отказа не изменились. Однако в Решении о регистрации или отказе в регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных (приложение 2 к Порядку приостановления регистрации) налоговики теперь будут указывать: каких именно документов из перечня или пояснений к какой информации в НН/РК им не хватило, чтобы принять положительное для плательщика решение, или какие из предоставленных плательщиком документов составлены с нарушением законодательства.

Будет действовать принцип «молчаливого согласия». То есть если Комиссия регионального или центрального уровня не приняла решение в установленный срок, НН/РК должны зарегистрировать на следующий день автоматически.

Таблицы данных плательщика НДС

Плательщики подают Таблицы в ГФС в электронной форме средствами электронной связи, определенными ГФС, по форме из приложения 3 к Порядку приостановления регистрации.

В Таблице указывают (п. 30 Порядка приостановления регистрации):

  • виды экономической деятельности в соответствии с Классификатором видов экономической деятельности (КВЭД ДК 009:2010);
  • коды товаров по УКТ ВЭД, которые плательщик поставляет (производит) и/или покупает (получает);
  • коды услуг согласно ГКПУ (ДК 016–2010), которые плательщик поставляет (производит) и/или покупает.

К Таблице следует приобщить пояснение, в котором указывают деятельность, с возможной ссылкой на налоговую и другую отчетность налогоплательщика. Их рассматривают комиссии регионального уровня в течение 5-ти рабочих дней после дня получения. Учтена Таблица или нет, плательщик может узнать из электронного кабинета. В решении о том, что Таблица не учтена, обязательно указывают причину.

Таблицу учитывают автоматически, если ее подают:

1) плательщики НДС, которые соответствуют трем критериям:

а) налоговая нагрузка свыше 2% (показатель D > 0,02);

б) НДСные обязательства текущего месяца не превышают на 40% максимальный показатель месячных налоговых обязательств за последних 12 месяцев (P < Pм х 1,4);

в) объем поставки указанных в Таблице товаров/услуг из зарегистрированных НН/РК, составленных за последних 12 календарных месяцев, составляет более 25% общего объема поставок за последних 12 календарных месяцев;

2) плательщики НДС — сельхозтоваропроизводители, которые соответствуют одновременно трем критериям:

а) внесены в Реестр получателей бюджетной дотации и/или сельхозтоваропроизводители, которые по состоянию на 31.12.2016 применяли спецрежим согласно ст. 209 НКУ;

б) имеют в собственности или арендуют земельные участки общей площадью свыше 200 га включительно по состоянию на 1 января и которые отражены в налоговой отчетности до 20 февраля текущего года (до 20 февраля текущего года учитывается наличие таких участков за отчетный период предыдущего года);

в) подают Таблицу, в которой фигурируют коды УКТ ВЭД поставки (изготовления) следующих групп товаров (см. таблицу):

Таблица

Код УКТ ВЭД

Название группы

01

живые животные

03

рыба и ракообразные, моллюски и прочие водные беспозвоночные

04

молоко и молочные продукты; яйца птицы; натуральный мед; пищевые продукты животного происхождения, в другом месте не поименованные

07

овощи и некоторые съедобные корнеплоды и клубни

08

съедобные плоды и орехи; кожура цитрусовых или дынь

10

зерновые культуры

12

семена и плоды масличных растений; прочие семена, плоды и зерна; технические или лекарственные растения; солома и фураж

Однако сейчас налоговики могут менять свое решение по поводу учета Таблицы, если получат налоговую информацию, свидетельствующую об указании плательщиком в Таблице недостоверной информации. Впрочем, пока Таблица учтена — НН/РК по операциям в ней не блокируют.

Внимание! Должны работать и старые Таблицы, которые были учтены ГФС с 01.07.2017.

Обжалование решений комиссий ГФС

Решение об отказе в регистрации НН/РК может быть обжаловано в административном или судебном порядке (п. 27 Порядка приостановления регистрации). Все, как и раньше.

Процедура административного обжалования расписана в Порядке рассмотрения жалоб.

Жалобу на решение Комиссии об отказе в регистрации НН/РК плательщики подают в ГФС в течение 10 к.дн. со дня вступления в силу Решения об отказе в регистрации НН/РК (п. 3 Порядка рассмотрения жалоб). То есть данный срок исчисляется со дня регистрации этого решения в Реестре (на период тестирования Реестра таким днем считается дата принятия решения).

Действует правило переноса последнего дня срока подачи жалобы, если он приходится на выходной или праздничный день.

Жалобу теперь подают в электронной форме. Налоговики ее обязаны принять и зарегистрировать.

Какие данные должна содержать жалоба, перечислено в п. 10 Порядка рассмотрения жалоб. К ней можно приобщить пояснения и копии документов, подтверждающих информацию, указанную в заблокированной НН/РК.

Жалобу подписывает и подает лично плательщик НДС или его уполномоченный представитель. Если жалобу подписал и подает уполномоченный представителем, к ней приобщают надлежащим образом заверенную копию документа, удостоверяющего полномочия этого представителя.

Рассматривает такие жалобы комиссия ГФС по вопросам рассмотрения жалоб, являющаяся постоянно действующим коллегиальным органом ГФС, при участии уполномоченного лица Минфина, в течение 10 к.дн. со дня получения такой жалобы ГФС. Срок рассмотрения жалобы продлить невозможно (пп. 56.23.3 НКУ).

Напомним: если мотивированное решение по жалобе не отправляют плательщику в течение 10-дневного срока, эта жалоба считается полностью удовлетворенной в пользу налогоплательщика со дня, следующего за последним днем указанного срока (пп. 56.23.4 НКУ).

На этом все. Следующий шаг — за ГФСУ. Ждем критерии рисковости и показатели для определения положительной налоговой истории, которые должны выйти из-под ее пера. Следите за нашими публикациями.

Ольга КЛЕБАН,

эксперт по учету и налогообложению