Немало предприятий и бизнесменов задаются вопросом: каким образом органы ГФСУ формируют годовой план проверок налогоплательщиков и можно ли каким-то образом избежать этого? Но вот ответ на него достаточно банальный: изучайте критерии, по которым предприятия включают в план-график, и старайтесь не допускать их наличия на вашем предприятии. При этом периодически просматривайте план-график — ведь иногда могут сработать критерии, не зависящие от вас

Наш экскурс начнем с сообщений.

Первое — хотя органы ГФСУ и декларируют, что, руководствуясь требованиями Налогового кодекса Украины (далееНКУ), перешли к составлению годового графика проверок, расслабляться не стоит. График таки годовой, но в течение года в него могут вноситься изменения. Часто. Поэтому стоит иногда просматривать его, дабы убедиться, что вашей компании там все еще нет.

Второе — план-график на 2018 год уже сформирован, однако сделано это было по устаревшим правилам. В марте 2018 года Минфин изложил в новой редакции Порядок формирования плана-графика проведения документальных плановых проверок налогоплательщиков, утвержденный приказом Минфина от 02.06.2015 г. № 524  (далееПорядок № 524). Это не значит автоматически, что план обязательно будут пересматривать, но определенное влияние, несомненно, будет. Сам план-график является публичной информацией, и его можно найти по ссылке.

 В редакции приказа Министерства финансов Украины от 26.03.2018 г. № 386

В план проверок на 2018 год включены около 5,5 тыс. налогоплательщиков, а это, в свою очередь, значит, что посетят в этом году далеко не всех плательщиков, но точно самых крупных и рисковых.

По сообщению ГФСУ, в график на 2018 год в первую очередь попали:

  • плательщики, у которых уровень уплаты налога на прибыль и НДС ниже уровня уплаты по соответствующей отрасли;
  • те, кто декларировал отрицательное значение объекта обложения налогом на прибыль;
  • те, кто имел отношения с контрагентами, пребывающими в розыске, ликвидированными или обанкротившимися;
  • те, кто имеет расхождения между налоговыми обязательствами и налоговым кредитом;
  • те, кто осуществлял операции по приобретению товаров (услуг) у сомнительных поставщиков;
  • те, кто проводил внешнеэкономические операции через нерезидентов, зарегистрированных в оффшорных зонах.

Собственно, статистика последних лет свидетельствует, что органы ГФСУ пытаются проводить все больше плановых проверок. Однако эффективность такого увеличения подпадает под сомнение.

Например: по официальным данным той же ГФСУ, в течение 2017 года подразделениями аудита ГФС нарушителям законодательства были доначислены денежные обязательства на сумму 26,6 млрд грн, согласовали только 16,4 млрд грн, а поступило вообще только 5,1 млрд грн, т.е. эффективность данной работы низкая — 19,2% .

Сегодня речь пойдет только о предприятиях, однако в Порядке № 524 прописаны отдельные критерии для физлиц-предпринимателей, представительств нерезидентов, банков, субъектов внешнеэкономической деятельности и пр. Общие правила касаются всех, а вот относительно специфики для разных групп см. текст данного документа.

Об общих правилах формирования плана-графика

1. План-график обнародуется на официальном веб-сайте центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую и таможенную политику, до 25 декабря года, предшествующего году, в котором будут проводиться такие документальные плановые проверки. При необходимости этот годовой план-график корректируется.