Наше предприятие (плательщик НДС) заказывает у нерезидента услуги по организации рекламных мероприятий за рубежом, а также поручает ему приобрести услуги по размещению нашей рекламы в иностранных СМИ. Нерезидент за это получает посредническое вознаграждение и компенсацию стоимости рекламных услуг, приобретенных у третьих лиц по поручению.
Нужно ли начислять НДС на стоимость данных нерезидентских услуг? Если да, то что будет базой: только вознаграждение посредника или весь объем рекламных услуг?

ОТВЕТ: При получении услуг от нерезидента плательщик НДС в первую очередь определяет место их поставки согласно ст. 186 Налогового кодекса Украины (далееНКУ). Ведь нерезидентские услуги попадают под НДСный пресс, только если место их поставки — таможенная территория Украины (ст. 208 НКУ).

Место поставки нерезидентских услуг

В ст. 186 НКУ значатся как рекламные, так и посреднические услуги.

Так, в пп. «б» п. 186.3 НКУ названы рекламные услуги. Как известно, для идентификации услуг налоговики часто применяют Классификацию видов экономической деятельности (КВЭД-2010), утвержденную приказом Госкомстата Украины от 23.12.2011 г. № 396. В раздел рекламной деятельности в КВЭД-2010 включен среди прочего класс 73.12 «Посредничество в размещении рекламы в СМИ».

Вместе с тем посредническим услугам посвящен пп. «є» п. 186.3 НКУ. В нем речь идет о посреднических услугах от имени и за счет другого лица или от своего имени, но за счет другого лица, если обеспечивается предоставление покупателю услуг, перечисленных в п. 186.3 НКУ. Как видим, принципиально, чтобы предоставление посреднических услуг касалось именно тех видов услуг, которые указаны в п. 186.3 НКУ. А, как мы уже отметили, рекламные услуги — из числа таковых.