Предприятия могут быть как продавцами, так и покупателями, соответственно, могут и предоставлять скидки на товары/услуги, и получать их. Сейчас предлагаем ознакомиться именно с получением скидок предприятием. Как в бухгалтерском и налоговом учете отражать полученные скидки? Что с НДС?

Скидка — это временное уменьшение цены товара, предоставляемое покупателям (потребителям) (ст. 1 Закона Украины «О рекламе» от 03.07.1996 г. № 270/96-ВР, далееЗакон о рекламе).

При этом согласно ч.ч. 4, 5 ст. 15 Закона Украины «О защите прав потребителей» от 12.05.1991 г. № 1023-ХІІ (далее Закон о защите прав потребителей) употребление понятий «скидка», «уменьшенная цена», «распродажа» или любых других, аналогичных по значению, разрешается только с соблюдением следующих условий:

  • если они применяются к продукции, непосредственно реализуемой субъектом хозяйствования;
  • если такого рода скидка или уменьшение цены применяется в течение определенного и ограниченного периода времени;
  • если цена продукции ниже обычной цены.

Помимо этого, до потребителей должна доводиться информация о цене продукции, установленной до начала проведения соответствующей распродажи, применении скидок или уменьшении цены, а также о цене этой же продукции, установленной после начала их действия (ч. 6 ст. 15 Закона о защите прав потребителей). На практике данная информация, как правило, указывается на ценнике товара.

Чаще всего встречаются следующие виды скидок:

  • акционные скидки — скидки, устанавливаемые на время проведения рекламных акций;
  • дисконтные скидки — ими могут пользоваться покупатели, имеющие учетную пластиковую карточку. Такие скидки могут быть фиксированными (размер скидки устанавливается в процентном выражении) или накопительными (размер скидки определяется общей суммой уплаченных денег или количеством покупок за определенный период);
  • прогрессивные скидки — скидки, предоставляемые при одновременном приобретении нескольких единиц товара: чем большее количество единиц товара приобретает покупатель, тем выше скидка и, соответственно, ниже цена;
  • праздничные скидки и скидки выходного дня — предоставляются накануне праздников (например, на Новый год и Рождество, День св. Валентина, 8 Марта, Пасху и т.д.), в выходные дни или в связи с открытием магазина и пр.;
  • сезонные скидки и распродажи — такие скидки и распродажи, как правило, начинаются в конце сезона (например, в конце зимы покупателю предоставляется возможность приобрести по сниженным ценам товары зимнего ассортимента — меховые изделия, обогреватели и т.п.);
  • скидки на товары, которые характеризуются наименьшим спросом или есть в нескольких оставшихся размерах (например, последняя пара обуви).

В свою очередь, по времени предоставления скидки можно разделить на:

  • скидки, предоставляемые в момент продажи товара. Такие скидки характерны для розничной торговли, когда покупатель получает скидку сразу, например, по дисконтной карте, флаеру и пр.;
  • скидки, предоставляемые после отгрузки (реализации) товаров. Эти скидки характерны для оптовой торговли, хотя бывают случаи, когда их предоставляют в розничной торговле, например, при продаже товаров в рассрочку (скидка предоставляется за досрочную оплату).