Зарплату работников в январе 2019 года необходимо индексировать, руководствуясь нормами п. 5 Порядка проведения индексации денежных доходов населения, утвержденного постановлением КМУ от 17.07.2003 г. № 1078 (далееПорядок № 1078), и учитывая последнее повышение должностных окладов по должностям, занимаемым работниками, а также право работников на текущую сумму индексации в январе 2019 года.

Оплата труда индексируется в пределах прожиточного минимума для трудоспособных лиц (п. 4 Порядка № 1078).

Следовательно, в январе 2019 года индексации подлежит оплата труда в пределах 1921 грн.

У кого возникает право на индексацию в январе 2019 года

Индексация проводится в том случае, когда индекс потребительских цен (далее — ИПЦ) превысил порог индексации, который с 01.01.2016 составляет 103% (п. 11 Порядка № 1078).

Напомним

Коэффициенты (суммы) индексации заработной платы в 2019 году можно просмотреть в справочнике.

В январе 2019 года право на текущую индексацию появляется, в частности, у тех работников, у которых последнее повышение должностных окладов произошло:

  • в сентябре — на сумму 59,55 грн (1921 грн х 3,1%);
  • в апреле, мае и июне 2018 года — на сумму 82,60 грн (1921 грн х 4,3%).

Безусловно, в январе 2019 года также имеют право на текущую индексацию те работники, у которых последнее повышение должностного оклада произошло в августе 2018 года и ранее. При этом у работников, у которых повышались оклады в октябре – декабре 2018 года, право на текущую индексацию в январе 2019 года еще не возникает.

Если в январе 2019 года у работника произошло повышение должностного оклада (тарифной ставки), то ИПЦ принимают за 1% или 100%, а для дальнейшей индексации ИПЦ исчисляют нарастающим итогом начиная с февраля 2019 года.

То есть месяцем повышения (базовым — как его называли ранее) становится январь 2019 года — месяц повышения должностного оклада по занимаемой должности.

При определении сумм индексации следует руководствоваться нормами из абзацев 3 и 4 п. 5 Порядка № 1078, согласно которым: если сумма повышения зарплаты больше суммы возможной индексации в месяце повышения, то выплату индексации прекращают, а если меньше — определяют индексацию как разницу между суммой возможной индексации и суммой повышения.

В то же время, при условии если возрастание зарплаты произошло за счет других ее составляющих без повышения тарифных ставок (окладов), это не уменьшает суммы индексации и не изменяет базовый месяц.

Обратите внимание!

В случае если лицо работает неполное рабочее время, сумма индексации определяется из расчета полного рабочего времени, а выплачивается пропорционально отработанному времени (абз. 7 п. 4 Порядка № 1078). Следовательно, суммы индексации придется считать пропорционально отработанному времени, в частности, при работе на полставки, в случае больничного или отпуска, если они были в январе 2019 года.

Работники с оплатой по ЕТС

Учитывая то что для работников с оплатой по ЕТС предыдущим базовым месяцем был январь 2018 года (последний раз должностные оклады повышались с 01.01.2018), то при таком базовом месяце сумма возможной индексации в январе 2019 года составит: 138,31 грн (1921 грн х 7,2%).

Однако это сумма возможной индексации для работников 3–25 тарифных разрядов по ЕТС.

Между тем для работников 1-го и 2-го тарифных разрядов по ЕТС необходимо к сумме индексации, определенной еще в январе 2018 года, прибавить сумму возможной текущей индексации в январе 2019 года.

В итоге в январе 2019 года сумма возможной индексации составит:

  • для 1-го тарифного разряда — 156,03 грн (17,72 грн + 138,31 грн);
  • для 2-го тарифного разряда — 141,03 грн (2,72 грн + 138,31 грн).

Но ведь необходимо учитывать сумму повышения зарплаты в январе 2019 года. Повышение должностных окладов с 01.01.2019 означает, что ИПЦ принимают за 1% или 100%, а для дальнейшей индексации ИПЦ исчисляют нарастающим итогом начиная с февраля 2019 года. То есть базовым месяцем становится январь 2019 года.

Только должностной оклад в январе 2019 года повышен для работников:

  • 1-го тарифного разряда — на 159 грн (1921 грн – 1762 грн);
  • 2-го тарифного разряда — на 173 грн (2094 грн – 1921 грн);
  • 3-го тарифного разряда — на 188 грн (2267 грн – 2079 грн)
  • и т.д. — по всем остальным тарифным разрядам повышение еще больше.

Таким образом, как для работников 1-го и 2-го тарифных разрядов, так и для всех остальных работников — с 3-го до 25-го тарифного разряда — сумма повышения даже должностного оклада превышает сумму возможной индексации, сложившуюся в январе 2019 года.

Поэтому в январе 2019 года работники с оплатой по ЕТС не имеют право на индексацию. Начиная с ИПЦ за февраль 2019 года нужно заново исчислять коэффициент индексации.

Об этом речь шла в статье «ЕТС-2019: должностные оклады, индексация и корректировка среднего заработка» газеты № 9/2019.

Госслужащие

Последний раз возрастание должностных окладов работникам госорганов происходило с 01.01.2018 согласно постановлению КМУ «Об упорядочении структуры заработной платы работников государственных органов, судов, органов и учреждений системы правосудия в 2018 году» от 25.01.2018 г. № 24 (далееПостановление № 24). Это привело к тому, что базовым для проведения дальнейшей индексации стал январь 2018 года.

При таком базовом месяце в январе 2019 года госслужащие, работники патронатных служб и работники, выполняющие функции по обслуживанию, имеют право на текущую индексацию в размере 138,31 грн (1921 грн х 7,2%).

Если Правительство до конца января 2019 года так и не примет решение о повышении размеров должностных окладов работников госорганов, в частности и госслужащих, то именно эту сумму индексаций придется начислять этой категорий работников в январе 2019 года.

На сегодняшний день имеем лишь тот неутешительный факт, что в 2019 году для определения должностных окладов, зарплаты, денежного обеспечения работников государственных органов в качестве расчетной величины должен применяться прожиточный минимум для трудоспособных лиц, установленный на 1 января 2018 года (1762 грн). Данная норма содержится в п. 8 «Заключительных положений» Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2019» от 23.11.2018 г. № 2629-VIII.

К тому же с 01.01.2019 вступают в силу нормы в Законе Украины «О государственной службе» от 10.12.2015 г. № 889-VIII, определяющие:

1) минимальный размер должностного оклада группы 9 в государственных органах, юрисдикция которых распространяется на территорию одного или нескольких районов, городов областного значения, не может быть менее двух прожиточных минимумов для трудоспособных лиц, размер которого установлен на 1 января календарного года (абз. 2 ч. 3 ст. 51 данного Закона);

2) фонд премирования государственного органа устанавливается в размере 20% общего фонда должностных окладов за год и экономии фонда оплаты труда (ч. 6 ст. 52 данного Закона);

3) общий размер месячной или квартальной премии в соответствии с личным вкладом государственного служащего в общий результат работы государственного органа, которые может получить государственный служащий за год, не должен превышать 30% фонда его должностного оклада за год (абз. 4 ч. 3 ст. 50 данного Закона).

Если исходить из нормы об определении должностных окладов из прожиточного минимума на 01.01.2018, тогда минимальный должностной оклад госслужащих должен составлять с 01.01.2019: 1762 грн х 2 = 3524 грн.

В свою очередь, доработанный Минсоцполитики проект постановления КМУ «О внесении изменений в некоторые постановления Кабинета Министров Украины относительно упорядочения структуры заработной платы работников государственных органов, судов, органов и учреждений системы правосудия в 2019 году» предусматривает:

1. В схемах должностных окладов на должностях государственной службы по группам оплаты труда с учетом юрисдикции государственных органов в 2019 году уже не будет привычных размеров должностных окладов. При этом предлагается ввести коэффициенты соотношения к минимальному должностному окладу.

2. Должностные оклады на должностях государственной службы по группам оплаты труда с учетом юрисдикции государственных органов будут определяться путем умножения минимального размера должностного оклада группы 9 в государственных органах, юрисдикция которых распространяется на территорию одного или нескольких районов, городов областного значения, который составляет 2 размера прожиточного минимума для трудоспособных лиц, установленного законом на 1 января 2018 года, на соответствующий коэффициент. В случае если должностной оклад определен в гривнях с копейками, цифры до 4,99 отбрасываются, от 5 и более — округляются до 10 грн.

Даже если предположить, что самый низкий должностной оклад на госслужбе будет равен 3524 грн с 01.01.2019, то это на 924 грн больше, нежели он составлял по состоянию на 01.01.2018, — 2600 грн.

Данное увеличение только должностного оклада значительно превысит сумму индексации, сложившуюся в январе 2019 года (138,31 грн), что будет значить отсутствие права на индексации у госслужащих в январе 2019 года. Вследствие этого бухгалтерам госорганов придется делать уже привычный в начале года перерасчет зарплаты.

Должностные лица местного самоуправления

Последний раз размеры должностных окладов работников местного самоуправления повышались с 18.05.2018 благодаря постановлению КМУ от 10.05.2018 г. № 363.

Таким образом, повышение с 18.05.2018 должностных окладов сделало май 2018 года базовым месяцем для проведения дальнейшей индексации зарплат должностных лиц и служащих местных советов. В дальнейшем, начиная с ИПЦ за июнь 2018 года, заново нарастающим итогом исчисляли коэффициент индексации.

В январе 2019 года у должностных и служебных лиц органов местного самоуправления появляется право на индексацию в сумме 82,60 грн (1921 грн х 4,3%).

Рабочие, занятые обслуживанием госорганов и местных советов

Схемы месячных тарифных ставок рабочих, занятых обслуживанием органов исполнительной власти, местного самоуправления и их исполнительных органов, органов прокуратуры, судов и других органов, приведены в приложениях 1–3 к приказу Минтруда от 02.10.1996 г. № 77 (далее Приказ № 77).

Однако в п. 1 Приказа № 77 есть требование, согласно которому размеры месячных окладов (тарифных ставок), прописанные в приложениях 1–3 к Приказу № 77, изменяются в установленном порядке пропорционально повышению должностного оклада (тарифной ставки) работника 1-го тарифного разряда, размер которого определен в примечании 1 приложения 1 к постановлению КМУ от 30.08.2002 г. № 1298.

Это значит, что должностные оклады данной категории работников возрастают одновременно с увеличением должностного оклада работника 1-го тарифного разряда по ЕТС.

Таким образом, последний раз повышение произошло с 01.01.2018, а январь был базовым месяцем для проведения дальнейшей индексации.

В таком случае в январе 2019 года указанные рабочие имели бы право на текущую сумму индексации в размере 138,31 грн (1921 грн х 7,2 %).

Однако с 01.01.2019 возрастает размер должностного оклада (тарифной ставки) работника 1-го тарифного разряда по ЕТС до 1921 грн.

Если брать самую низкую тарифную ставку по схемам, которая составляет 1450 грн, например, для уборщика служебных помещений, то с 01.01.2019 по сравнению с 01.01.2018 она повышена на:

1450 грн х (1921 грн : 1185 грн) – 1450 грн х (1762 грн : 1185 грн) = 195 грн (с учетом округлений).

Таким образом, с учетом изложенного сумма повышения превысит сумму текущей индексации, сложившейся в январе 2019 года, поэтому права на индексацию в этом месяце уже нет, а начиная с ИПЦ за февраль 2018 года заново считаем коэффициент для дальнейшей индексации. Базовым месяцем становится январь 2019 года.

Николай КИРИЛЬЧУК,

бухгалтер-эксперт
газеты «Интерактивная бухгалтерия»