Едва ли не ежемесячно в банк, который уверял в своей стабильности, Фонд гарантирования вкладов физических лиц (далее — Фонд) вводит временную администрацию. И с этого момента вклады, накапливаемые благодаря усердному труду, кажутся уже недостижимыми. В материале мы рассмотрим юридическую основу деятельности временной администрации, чего ожидать предприятиям, а также какие действия стоит предпринять

Для справки

Информацию о том, какие банки отнесены к категории неплатежеспособных, можно найти на официальном веб-сайте Фонда.

Первый вопрос, который, безусловно, возникнет при появлении информации о временной администрации в банке, обслуживающем текущий счет юрлица, следующий: можно ли каким-то образом забрать свои денежные средства?

Для понимания ситуации в двух словах объясним процедуру введения временной администрации в банке.

В  банк вводится временная администрация после того, как НБУ своим решением признает его неплатежеспособность. Далее, согласно ст. 34 Закона Украины «О системе гарантирования вкладов физических лиц» от 23.02.2012 г. № 4452-VI (далееЗакон № 4452), исполнительная дирекция Фонда назначает уполномоченное лицо Фонда, которое в дальнейшем и осуществляет управление банком. Временная администрация вводится на срок, не превышающий месяц (ч. 4 ст. 34 Закона № 4452).

Временную администрацию могут продлить на срок до месяца, если проводятся следующие меры (п.п. 3–5 ч. 2 ст. 39 Закона № 4452):

  • отчуждение всех или части активов и обязательств неплатежеспособного банка в пользу принимающего банка с отзывом банковской лицензии неплатежеспособного банка и последующей его ликвидацией;
  • создание и продажа инвестору переходного банка с передачей ему активов и обязательств неплатежеспособного банка и последующей ликвидацией неплатежеспособного банка;
  • продажа неплатежеспособного банка инвестору.

Временная администрация продлевается на 5 дней с прекращением не позднее дня получения решения НБУ об отзыве банковской лицензии и ликвидации банка при осуществлении следующих мер (п.п. 1–2 ч. 2 ст. 39 Закона № 4452):

  • ликвидация банка с возмещением со стороны Фонда денежных средств по вкладам физических лиц в порядке, установленном данным Законом;
  • ликвидация банка с отчуждением в процессе ликвидации всех или части его активов и обязательств в пользу принимающего банка.

Обратите внимание

На время введения временной администрации в банк на него НЕ распространяется действие Закона Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» от 14.05.1992 г. № 2343-XII (ч. 7 ст. 36 Закона № 4452).

Стоит сразу обмолвиться — Закон № 4452 распространяется не только на физлиц, но и на клиентов-юрлиц. Правда, в порядке очереди.

В Законе № 4452 предусмотрен также порядок урегулирования отношений между неплатежеспособным банком и его кредиторами — юридические или физические лица, имеющее документально подтвержденные требования к банку относительно его имущественных обязательств (п. 54 ч. 1 ст. 2 Закона № 4452).

При открытии текущего счета в банке всегда подписывается договор, что уже является достаточно весомым документом, который подтвердит требования по возврату надлежащих средств. Но, увы, когда в банк введена временная администрация, требования кредиторов сразу удовлетворены не будут (п. 1 ч. 5 ст. 36 Закона № 4452).

Как в данной ситуации действовать предприятию? Пока подходит лишь один вариант: ожидать инвестиционных вливаний в банк, которые способны будут реанимировать его до стабильного уровня, после чего выполнение обязательств по заключенным договорам станут реальными.

В случае если инвестора не найдут, банк подлежит ликвидации в порядке ст. 45 Закона № 4452. На данном этапе кредиторы получают право заявить уполномоченному лицу Фонда о своих требованиях к банку в течение 30-ти дней со дня опубликования сведений об отзыве банковской лицензии (ч. 5 ст. 45 Закона № 4452).

Требования удовлетворяются в порядке очереди согласно ст. 52 Закона № 4452, но нужно быть готовым к тому, что перед физлицами и ФЛП требования удовлетворяются в 4-ю очередь, в части, которая превышает сумму, выплаченную им Фондом. Что касается юрлиц и их средств в банке — они возмещаются в 7-ю очередь, после удовлетворения требований перед НБУ. Таким образом, возврат средств предприятию кажется практически сказочным.

Реестр акцептованных требований кредиторов составляется на основании баланса банка, в который включает требования кредиторов в национальной валюте в размерах, существовавших на дату начала процедуры ликвидации банка (п. 4.20 гл. 4 р. V Положения о выводе неплатежеспособного банка из рынка, утвержденного решением Фонда гарантирования вкладов физических лиц от 05.07.2012 г. № 2, далееПоложение).

Кроме того, требования, которые не включены в реестр акцептованных требований кредиторов, удовлетворению в ликвидационной процедуре не подлежат и считаются погашенными (ч. 8 ст. 49 Закона № 4452).

Для справки

Если текущий счет был открыт в инвалюте, требование будет включено в реестр акцептованных требований, но уже в национальной валюте в сумме по официальному курсу НБУ на дату начала процедуры ликвидации банка (п. 4.21 гл. 4 р. V Положения).

Теперь же поговорим о том, как действовать внутри предприятия в свете сложившейся ситуации.

Когда начинается ликвидационная процедура в банке, его вкладчики становятся кредиторами. В свою очередь, вкладчик — юридическое лицо должен признать текущую дебиторскую задолженность — Дт 377 Кт 311, 312.

Напомним

Дебиторская задолженность — сумма задолженности дебиторов предприятию на определенную дату (абз. 4 п. 4 П(С)БУ 10 «Дебиторская задолженность»).

Такую дебиторку можно списать с баланса лишь после ее признания безнадежной, то есть касательно которой существует уверенность в ее невозврате должником или по которой истек срок исковой давности (п. 4 П(С)БУ 10). А до тех пор в бухучете на нее можно лишь начислить резерв сомнительных долгов (Дт 944 Кт 38).

На этом акцентировали внимание и судьи в постановлении Полтавского окружного административного суда от 28.02.2017 г. по делу № 816/2037/16. Они считают, что на задолженность по средствам, находящимся на счетах ликвидируемого банка, нужно создавать резерв сомнительных долгов. То есть контролеры и судьи делают вывод, что задолженность ликвидируемого банка необходимо списывать через резерв сомнительных долгов на дату ликвидации банка. Процитируем:

«...задолженность, по которой есть неуверенность относительно ее погашения должником, признается предприятием сомнительным долгом.

Пунктами 7, 10, 11 Положения предусмотрено, что текущая дебиторская задолженность, являющаяся финансовым активом (кроме приобретенной задолженности и задолженности, предназначенной для продажи), включается в итог баланса по чистой реализационной стоимости. Для определения чистой реализационной стоимости на дату баланса исчисляется величина резерва сомнительных долгов. Начисление суммы резерва сомнительных долгов за отчетный период отражается в отчете о прибыли и убытках в составе прочих операционных расходов. Исключение безнадежной дебиторской задолженности из активов осуществляется с одновременным уменьшением величины резерва сомнительных долгов. В случае недостаточности суммы начисленного резерва сомнительных долгов безнадежная дебиторская задолженность списывается с активов на прочие операционные расходы. Сумма возмещения ранее списанной безнадежной дебиторской задолженности включается в состав прочих операционных доходов.

Следовательно, в бухгалтерском учете операции с резервом сомнительных долгов учитываются по счету 38 «Резерв сомнительных долгов», где ведется учет резервов по сомнительной дебиторской задолженности, по которой существует риск невозврата. По кредиту счета 38 «Резерв сомнительных долгов» отражается создание резерва сомнительных долгов в корреспонденции со счетами учета расходов, по дебету — списание сомнительной задолженности в корреспонденции со счетами учета дебиторской задолженности или уменьшение начисленных резервов в корреспонденции со счетами учета дебиторской задолженности или уменьшение начисленных резервов в корреспонденции со счетом учета доходов. Только за счет созданного резерва подлежит списанию безнадежная дебиторская задолженность».

В налоговом учете задолженность можно признать безнадежной, когда она будет соответствовать одному из приведенных в пп. 14.1.11 НКУ признаков. Хотелось бы подчеркнуть, что задолженность, в частности, может признаваться безнадежной, если должник в судебном порядке признан банкротом (пп. «з» пп. 14.1.11 НКУ).

Подробно о критериях признания дебиторской задолженности безнадежной как в бухучете, так и в налоговом учете мы рассказывали в материале «Когда дебиторская задолженность становится безнадежной» газеты № 227/2017.

От признания дебиторской задолженности безнадежной и создания резерва сомнительных долгов по такой задолженности зависят последствия в налогово-прибыльном учете.

Не новость, что теперь объектом обложения налогом на прибыль является бухфинрезультат плюс/минус разницы, предусмотренные НКУ (пп. 134.1.1 НКУ). Правда, разницы могут не применять те плательщики, у которых бухгалтерский доход за последний год не превышает 20 млн грн (кроме отрицательного значения объекта налогообложения прошлых налоговых лет) (пп. 134.1.1 НКУ).

Если же предприятие добровольно применяет налоговые разницы или его годовой бухдоход — свыше 20 млн грн, то такие налогоплательщики должны:

1) увеличивать финрезультат до налогообложения:

  • на сумму расходов на формирование резерва сомнительных долгов по правилам бухучета (согласно П(С)БУ или МСФО);
  • на сумму расходов от списания дебиторской задолженности сверх суммы резерва сомнительных долгов;

2) уменьшать финрезультат до налогообложения:

  • на сумму корректировки (уменьшения) резерва сомнительных долгов, на которую увеличился финрезультат до налогообложения в соответствии с правилами бухучета;
  • на сумму списанной дебиторской задолженности (в т.ч. за счет созданного резерва сомнительных долгов), которая соответствует признакам, определенным пп. 14.1.11 НКУ (п. 139.2 НКУ).

Таким образом, при начислении резерва сомнительных долгов плательщик налога на прибыль, который применяет разницы, предусмотренные р. ІІІ НКУ, должен увеличить на данную сумму финрезультат до налогообложения (пп. 139.2.1 НКУ).

В случае списания дебиторки, которая не соответствует ни одному признаку, приведенному в пп. 14.1.11 НКУ, плательщик налога на прибыль, который применяет разницы, предусмотренные р. ІІІ НКУ, увеличивает финрезультат к налогообложению на суму расходов, которая превысила резерв сомнительных расходов (пп. 139.2.1 НКУ).

Если же будет списываться дебиторская задолженность, которая соответствует признакам, установленным пп. 14.1.11 НКУ, то в данном случае налогоплательщику нужно уменьшить финрезультат до налогообложения.

Может также возникнуть ситуация, когда банк вернет деньги. Так, если задолженность была признана сомнительной, на дату возврата денежных средств делается проводка Дт 311 Кт 377. Если задолженность была признана безнадежной, поступления средств отражается проводкой Дт 311 Кт 716 «Возмещение ранее списанных активов».

Текущая дебиторская задолженность, по которой создание резерва сомнительных долгов не предусмотрено, в случае признания ее безнадежной списывается с баланса с отражением в составе прочих операционных расходов.

Если же резерв сомнительных долгов создавался, то на возвращенную суму необходимо осуществить его корректировку — Дт 944 Кт 38 (сторно) или Дт 38 Кт 716. Кроме того, на данную сумму необходимо уменьшить финрезультат до налогообложения (пп. 139.2.2 НКУ).

Редакция газеты

«Интерактивная бухгалтерия»