Скидки — маркетинговый ход, который импонирует как продавцу, так и покупателю. Правда, кроме позитивных последствий по увеличению объемов продаж, продавцу стоит еще задуматься, как правильно отразить реализацию товаров со скидками в учете. Какая картина вырисовывается в бухучете и не ждут ли предприятие сюрпризы в налоговом плане? Итак, детально обо всем читайте в материале

До чего только изобретательные предприятия не додумались, чтобы лучше продать свой товар! Скидки — одна из наиболее действенных мер. При этом разновидности скидок на сегодняшний день поражают. Это и сезонные скидки, которые, как правило, устанавливают на товары в конце каждого сезона, и праздничные скидки, действующие только в определенные дни: выходные или праздничные (например, новогодние, пасхальные, ко Дню всех влюбленных или Международному женскому дню). Особое внимание следует обратить на так называемые прогрессивные скидки. Они предоставляются при одновременном приобретении нескольких товаров и могут зависеть как от количества приобретенных товаров, так и от их стоимости. И данный перечень можно дополнять. Вместе с тем цель здесь одна — улучшить продажу товаров, избавиться от неликвидных (залежалых) запасов.

Итак, устанавливая скидки на отдельные товары, предприятие может иметь целью, в частности:

  • увеличение дохода от продажи товаров за счет возрастания спроса на акционный товар;
  • расширение клиентской базы путем привлечения внимания как постоянных покупателей, так и потенциальных;
  • активную продажу товаров, которые не пользуются широким спросом, носят сезонный характер или у которых вскоре истекает срок хранения (годности) и т.д.

Что же такое скидка? Ее определение прописано в Законе Украины «О рекламе» от 03.07.1996 г. № 270/96-ВР (далееЗакон о рекламе). В частности, ч. 5 ст. 1 Закона о рекламе гласит: скидка это временное уменьшение цены товара, предоставляемого покупателям (потребителям).

Скидки могут предоставляться как юрлицам, так и физлицам. Заметим: в случае предоставления скидок последним вступает в действие Закон Украины «О защите прав потребителей» от 12.05.1991 г. № 1023-ХІІ (далееЗакон о защите прав потребителей). Согласно ч. 4 ст. 15 данного Закона, понятие «скидка» либо «уменьшенная цена» или любые другие, аналогичные по значению, разрешается употреблять только при соблюдении следующих условий:

1) их применяют к продукции, которую предприятие непосредственно реализует;

2) такого рода скидка или уменьшение цены применяется в течение определенного и ограниченного периода времени;

3) цена продукции ниже ее обычной цены.

В то же время еще одним условием предоставления скидок является их публичное объявление. То есть до потребителей должна быть доведена информация о цене продукции, установленной до начала применения скидок или уменьшения цены, а также этой же продукции, установленной после начала их применения (ч. 6 ст. 15 Закона о защите прав потребителей). На практике такая информация, как правило, указывается на ценнике товара.

Документальное оформление скидок

Предоставление скидок предприятием должно сопровождаться документами, которые четко определяют порядок предоставления скидок, назначают ответственных лиц. Кроме того, именно соответствующие документы могут подтвердить хозяйственную направленность данной операции, обосновать уровень цен и механизм их определения.

Какие же документы нужно составлять? Никакие типовые формы для подобного случая не утверждены. То есть это может быть любой документ, который будет определять именно порядок предоставления скидок: или приказ о проведении рекламной акции, или положение о скидках либо другой документ.

В случае если на предприятии утверждается приказ, он обязательно должен содержать следующие сведения: цель проведения мероприятия, ассортимент товаров, на которые предоставляется скидка, размер скидок, условия их предоставления. Кроме того, в приказе рекомендуем прописать порядок информирования покупателей о скидках на товары, а также определить ответственных лиц за проведение данного мероприятия.

Возвращаясь к определению скидки, стоит подчеркнуть, что такое уменьшение цены является временным, что влечет за собой обязательное указание в документах срока действия скидок на товары.

Публикуется на языке оригинала

ТОВАРИСТВО З ОБМЕЖЕНОЮ ВІДПОВІДАЛЬНІСТЮ

«ГРАЦІЯ»

 

 

16.11.2018 р.                              м. Київ                                  № 315

 

 

НАКАЗ

«Про надання знижок»

 

У межах маркетингової політики з метою збільшення попиту на товари в передноворічний період

 

НАКАЗУЮ:

 

1. У період із 23.11.2018 р. по 31.12.2018 р. (включно) знизити ціни на такі товари:

  • лялька «Аріна»;
  • лялька «Неон»;
  • лялька «Різона»;
  • ракета «Космос»;
  • конструктор «Майстер».

2. Знижки надавати в таких розмірах:

  • ляльки «Аріна» — 20%;
  • ляльки «Неон» — 25%;
  • ляльки «Різона» — 15%;
  • ракети «Космос» — 30%;
  • конструктори «Майстер» — 50%.

3. Знижки надавати всім покупцям у разі замовлення ними товарів онлайн (на сайті www.igrashky.com.ua) у період дії акції.

4. Інформацію про знижки розмістити на сайті (окремий рекламний банер і в картці кожного товару).

5. Відповідальним за розміщення інформації про акцію на сайті призначити керівника ІТ-відділу Петрова О.Р.

6. Контроль за порядком надання знижок покласти на керівника відділу просування Яворого М.В.

7. Відповідальним за відображення в бухгалтерському обліку продажу товарів зі знижками призначити головного бухгалтера Рідну І.М.

 

Директор                                                                                                     Правдюк                          Правдюк Н.Р.

 

З наказом ознайомлені:

 

Керівник ІТ-відділу                                                                 Петров                            Петров О.Р. (17.11.2018)

Керівник відділу просування                                                 Яворий                            Яворий М.В. (17.11.2018)

Головний бухгалтер                                                                Рідна                               Рідна І.М. (18.11.2018)

Заменить приказ или быть его продолжением может и Положение о скидках, утвержденное руководителем предприятия. В Положении также следует четко прописать механизм предоставления скидок, обосновать их размер, определить срок действия. То есть данный документ должен стать прочной основой для порядка предоставления скидок на предприятии.

Еще одним документом, без которого не обойтись в случае предоставления скидок, является Отчет ответственного лица. Он составляется в произвольной форме и подтверждает, что операция была проведена с соблюдением утвержденного порядка. Более подробно о документах, подтверждающих осуществление рекламных и маркетинговых мероприятий, и их составлении читайте в материале «Рекламные и маркетинговые мероприятия: без каких документов не обойтись».

Когда все документы оформлены и предоставление скидок способствовало достижению поставленной цели, бухгалтеру остается правильно отразить данную операцию в учете.

Учет скидок зависит от момента их предоставления, т.е. скидки предоставляются непосредственно при продаже товаров или уже после. Рассмотрим каждый случай отдельно.

Скидки, предоставленные ПРИ продаже товаров (допродажные скидки)

Бухгалтерский учет

На счетах бухучета такие скидки не отразятся. Это связано с тем, что по своей сути упомянутые скидки предусматривают уменьшение цены (стоимости) товара. И данное уменьшение осуществляется обычно до момента продажи или непосредственно при продаже. То есть реализация товара уже происходит по сниженной цене.

В этом случае бухучетные счета только будут отражать фактическую выручку от продажи товара, на который установлены скидки: Кт 701 «Доход от реализации готовой продукции» или Кт 702 «Доход от реализации товаров». То есть размер дохода будет уже с учетом предоставленных скидок.

Многих бухгалтеров интересует вопрос: а обязательно ли уценять товар, реализуемый со скидкой? Отвечаем: сам факт предоставления скидки на товар не является основанием для проведения его уценки. Вместе с тем отметим: в бухучете на дату баланса запасы отражаются по наименьшей из двух оценок — первоначальной стоимости или чистой стоимости реализации (п. 24 П(С)БУ 9 «Запасы»). Запасы отражаются по чистой стоимости реализации, если на дату баланса их цена снизилась или они испорчены, устаревшие либо другим образом утратили первоначально ожидаемую экономическую выгоду (п. 25 П(С)БУ 9). При таких обстоятельствах может быть целесообразной уценка. Подробнее об уценке товаров читайте в материале «Уценка товаров: учет и налогообложение».

Налоговый учет

Налог на прибыль. С 2015 года налог на прибыль зависит от бухучета. Так, расчет объекта обложения налогом на прибыль осуществляется на основании данных бухгалтерского учета путем корректировки финансового результата до налогообложения, определенного в финансовой отчетности в соответствии с НП(С)БУ или МСФО, на разницы, увеличивающие или уменьшающие финансовый результат до налогообложения, согласно положениям р. III НКУ. Разницы могут не применять те плательщики, у которых бухдоход за последний год не превышает 20 млн грн (кроме отрицательного значения объекта налогообложения прошлых налоговых (отчетных) лет) (пп. 134.1.1 НКУ).

В НКУ не предусмотрены никакие налоговые разницы, связанные с продажей товаров со скидками в рекламных целях, поэтому все сводится к отражению данной операции в бухучете.

НДС. В вопросе определения базы обложения для НДС следует ориентироваться на договорную стоимость. Об этом прямо прописано в п. 188.1 НКУ: база налогообложения всех операций по поставке товаров/услуг определяется исходя из их договорной стоимости (с учетом общегосударственных налогов и сборов). При этом база налогообложения операций по поставке товаров/услуг не может быть ниже цены приобретения таких товаров/услуг (п. 188.1 НКУ).

Следовательно, налоговые обязательства следует начислять исходя из договорной стоимости товаров, т.е. стоимости уже за минусом скидки. Но если стоимость товара со скидкой будет менее цены приобретения такого товара, то придется доначислить налоговые обязательства по НДС. Подробнее об этом читайте в материале «При определении базы обложения НДС цену приобретения нужно брать с НДС или без».

Поэтому если при реализации товара по скидке его договорная стоимость будет ниже цены его приобретения (для самостоятельно изготовленного товара — менее обычной цены), налоговые обязательства по НДС будут определяться из цены приобретения данного товара (если товар предварительно приобретен) либо обычных цен (если товар самостоятельно изготовлен). В этом случае продавец — плательщик НДС будет составлять две налоговые накладные:

  • первую — на фактическую цену поставки товаров/услуг;
  • вторую — на превышение цены приобретения (для самостоятельно изготовленных товаров — обычной цены) над фактической ценой товаров (указывается тип причины «15») (п. 8 Порядка заполнения налоговой накладной, утвержденного приказом Минфина от 31.12.2015 г. № 1307, далееПорядок № 1307).

Вторая налоговая накладная покупателю не выдается. Вместе с тем в строках такой налоговой накладной, отведенных для заполнения данных покупателя, поставщик (продавец) указывает собственные данные (п. 15 Порядка № 1307).

Что касается налогового кредита по НДС, который был отражен в случае приобретения (производства) товаров, — даже если из-за предоставления скидки товары продаются ниже их себестоимости, это отнюдь не лишает операцию хоздеятельного статуса. Поэтому если они используются в хоздеятельности в облагаемых НДС операциях, налоговый кредит не перекрывается «техническими» налоговыми обязательствами по п. 189.5 НКУ.

Отразим учет таких скидок на примере 1.

Пример 1

ООО «Ромашка» (плательщик налога на прибыль и НДС) установило скидку 15% на все зимние куртки. Предоставление скидки утверждено в соответствующем приказе. Выручка от продажи таких курток составляет 96 тыс. грн (в т.ч.  НДС).

Рассмотрим порядок бухгалтерского и налогового учета в таблице 1.

Таблица 1

Учет скидок, предоставленных при продаже товаров

№ п/п

Содержание операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн

Дт

Кт

1

Получен доход от реализации товара со скидкой

301

702

96000

2

Начислены налоговые обязательства по НДС

702

6412

16000

Если цена продажи менее цены приобретения

3

Начислены налоговые обязательства на суму превышения цены приобретения над фактической ценой

949

6412

х

Скидки, предоставленные ПОСЛЕ продажи товара (послепродажные скидки)

Такая ситуация интереснее, ведь товар сначала реализуется по определенной (договорной) цене, а скидка предоставляется уже после реализации, как правило, при соблюдении определенных условий. То есть часть дохода нужно вычесть, да и начисленный НДС необходимо будет откорректировать. Далее — подробнее.

Бухгалтерский учет

Послереализационные скидки отражаются проводкой:

  • Дт 704 «Вычеты из дохода»
  • Кт 361 «Расчеты с отечественными покупателями»

Кроме того, нужно отсторнировать начисленные налоговые обязательства по НДС, исходя из суммы скидки (Дт 704 «Вычеты из дохода» Кт 6412 «Расчеты по налогам» методом «сторно»).

Налоговый учет

Налог на прибыль. С 01.01.2015 налог на прибыль исчисляется исходя из бухгалтерского финрезультата до налогообложения (согласно П(С)БУ или МСФО), откорректированного на разницы, предусмотренные р. III НКУ.

Разницы, которые будут корректировать финрезультат, — это амортизационные разницы, разницы, возникающие при формировании резервов (обеспечений), разницы, возникающие при осуществлении финансовых операций (пп. 134.1.1 НКУ). Такие разницы будут корректировать бухгалтерский финрезультат как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения базы.

При этом абз. 8 пп. 134.1.1 НКУ разрешает не корректировать финрезультат до налогообложения предприятиям, имеющим годовой бухгалтерский доход менее 20 млн грн.

Учитывая вышесказанное, отметим: на сегодняшний день НКУ не предусматривает корректировок финрезультата до налогообложения в случае предоставления послепродажной скидки на товар. То есть как данная операция отразится в бухучете, так она и будет влиять на обложение налогом на прибыль.

НДС. Здесь следует руководствоваться п. 192.1 НКУ. Предоставление скидки после реализации товаров (начисление налоговых обязательств) привело к изменению суммы компенсации их стоимости. В таком случае необходимо откорректировать налоговые обязательства по НДС у продавца и налоговый кредит — у покупателя.

Поскольку в результате такого перерасчета произошло уменьшение суммы компенсации (ведь сумма предоставленной скидки уменьшила договорную стоимость товара), продавец должен, соответственно, уменьшить сумму своих налоговых обязательств по результатам того периода, в котором был произведен данный перерасчет (пп.192.1.1 НКУ).

При этом продавец должен выписать Расчет корректировки количественных и стоимостных показателей к налоговой накладной (далее — Расчет корректировки). В Расчете корректировки непосредственно фиксируется сумма скидки на единицу товара без учета НДС.

О правилах заполнения Расчета корректировки см. в материале «Расчет корректировки на изменение цены: порядок и образец заполнения» (с 01.12.2018 форма расчета корректировки будет новой).

Расчет корректировки выписывается на дату предоставления скидки, а именно — на дату возврата покупателю денежных средств (суммы скидки) на банковский счет или дату зачисления такой суммы в счет прочих обязательств. В свою очередь, если происходит зачисление, то вместе с Расчетом корректировки необходимо составить налоговую накладную, ведь, с экономической точки зрения, сумма денежных средств, высвобожденных в связи с предоставлением скидки, автоматически становится авансом в счет будущих поставок.

Принимая во внимание изложенное, стоит учесть еще один нюанс. Возникает вопрос касательно возможности проведения корректировки налоговых обязательств продавцом в случае предоставления скидки неплательщику НДС. Такая ситуация подпадает под действие п. 192.2 НКУ.

Напомним

Согласно п. 192.2 НКУ, уменьшение суммы налоговых обязательств налогоплательщика-поставщика при изменении суммы компенсации стоимости товаров/услуг, предоставленных лицам, которые не были плательщиками данного налога на дату такой поставки, разрешается только в случае возврата ранее поставленных товаров в собственность поставщика с предоставлением получателю полной денежной компенсации их стоимости.

В системе «ЗІР» (категория 101.15) контролеры отвечают:

«Если после поставки товаров/услуг неплательщику НДС осуществляется уменьшение суммы компенсации их стоимости, расчет корректировки может быть составлен только при возврате ранее поставленных товаров в собственность поставщика с предоставлением получателю полной денежной компенсации их стоимости.

Если происходит увеличение суммы компенсации в пользу налогоплательщика-поставщика, то поставщик составляет расчет корректировки и увеличивает сумму налоговых обязательств по результатам налогового периода, в течение которого был проведен данный перерасчет».

Подробнее см. в материале «Изменение договорной цены товаров (услуг): что в НДСном учете».

Рассмотрим порядок учета послереализационных скидок на примере 2.

Пример 2

ООО «Эконом» (плательщик налога на прибыль и НДС) 15 декабря 2018 года отгрузило покупателю — плательщику НДС 20 холодильников. Цена одного холодильника — 6 тыс. грн (в т.ч. НДС). Себестоимость каждого — 3 тыс. грн. Покупатель перечислил 50% оплаты за холодильники.

Условиями договора предусмотрено предоставление 8% скидки на товар, приобретенный в течение квартала, при условии приобретения покупателем товаров общей стоимостью более 150 тыс. грн (в т.ч.  НДС).

Покупатель 1 июня заключил с ООО «Эконом» договор на приобретение 10  кухонных комбайнов (общая стоимость — 60 тыс. грн, в т.ч. НДС — 10 тыс. грн, себестоимость — 40 тыс. грн). На дату приобретения покупатель получает право на скидку.

Бухгалтерский и налоговый учет такой послереализационной скидки приведем в таблице 2.

Таблица 2

Учет послереализационных скидок

п/п

Содержание операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн

Дт

Кт

1

Отгружены покупателю холодильники

361

702

120000

2

Начислены налоговые обязательства по НДС

702

641

20000

3

Списана себестоимость реализованных товаров

902

282

60000

4

Получены 50% оплаты за ранее отгруженные холодильники

311

361

60000

5

Откорректирован доход на сумму скидки

704

361

9600

6

Откорректированы ранее начисленные налоговые обязательства на сумму скидки (методом «сторно»)

704

6412

1600

Как видите, отражать в учете скидки не так уж и сложно. Желаем вам, этот данный маркетинговый ход приносил только хорошие результаты, а учет скидок проводился на одном дыхании.

Редакция газеты

«Интерактивная бухгалтерия»